10:00, 14 июня 2023, Бишкек - 24-kg.com , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В прошлом году в Кыргызстане были просто фантастические темпы роста экономики. ВВП рос вопреки геополитическим событиям и сложностям с торговлей. Сейчас ситуация изменилась.
Эксперты сразу предупреждали, что повторить такие же рекорды в 2023-м вряд ли удастся.
Итоги мая наглядно показывают, что они были правы. Темпы роста ВВП и промышленности падают, а инфляция в республике набирает обороты. Риски ухудшения ситуации при этом достаточно высокие. Так что этап турбулентности мы еще не прошли, как бы не хотелось властям говорить об обратном.
Обзор 24-kg.com делает по официальным данным Нацстаткома. Насколько представленные сведения соответствуют реальному положению дел в стране, мы не можем сказать. Альтернативного источника информации по ситуации в экономике в Кыргызстане нет.
В январе — мае текущего года ВВП Кыргызстана сложился на сумму 354 миллиарда 895,2 миллиона сомов.
По итогам пяти месяцев года рост экономики составил 3,4 процента.
В Евразийском банке развития отмечают, что возврату ВВП республики к равновесным уровням роста экономики способствовало исчерпание эффектов миграционного шока. Внешний спрос ослаб в оптовой и розничной торговле, секторе транспорта, гостиничном и ресторанном бизнесе, операциях с недвижимостью. Инвестиционная активность увеличилась во многом за счет реализации программ государственного инвестирования в секторах энергетики, транспорта и водоснабжения, финансируемых по большей части международными институтами развития.
При подсчете ВВП и его изменений по сравнению с прошлым годом учитывают много факторов: цены, объемы выпуска продукции по отраслям, поступления в бюджет, расходы государства. Кыргызстан — импортозависимая страна. Это значит, что большинство товаров она закупает в долларах. Поэтому мы пересчитали объем ВВП на доллары США по официальному курсу на конец месяца.
«Рост ВВП обеспечен как отраслями товарного производства, так и сферой услуг. Рост первых по сравнению с 2022-м составил 1,9 процента. Показатели в сфере услуг выше на 4,1 процента», — рассказали в Нацстаткоме.
В промышленном секторе все еще более сложно. Да, пока еще фиксируются положительные темпы роста, но они стремительно падают. Отрасль фактически приходит в стагнацию. На плаву ее держат швейная индустрия и фармацевтика.
По итогам января — мая 2023 года рост объемов промышленного производства составил 1,2 процента.
Нацстатком зафиксировал рост объемов производства:
Снижение показателей отмечено в производстве:
По итогам января — мая нынешнего года рост цен и тарифов в целом по республике составил 4,3 процента. Алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на 6,5 процента, продукты и безалкогольные напитки — на 3,2 процента. Цены на непродовольственные товары выросли на 4,9 процента, тарифы на услуги, оказываемые населению, — на 5,2 процента.
В мае по сравнению с апрелем цены выросли на 0,9 процента. При этом непродовольственные товары подорожали на 2,3 процента, алкогольные напитки и табачные изделия — на 0,4 процента и тарифы на услуги, оказываемые населению, — на 1,7 процента. При этом цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки, напротив, незначительно снизились.
В мае подешевели:
По итогам мая отмечено повышение цен во всех регионах республики. Самый большой рост (на 1,9 процента) зафиксирован в Баткенской области.
По данным Нацстаткома, средняя заработная плата в Кыргызстане составила 30 тысяч 862 сома.
В отличие от 2022 года, она выросла на предприятиях и в организациях всех видов экономической деятельности.
По итогам первого квартала 2023 года прожиточный минимум в стране составил 7 тысяч 501,97 сома, для пенсионеров — 6 тысяч 650,27 сома.
По итогам апреля 2023-го внешнеторговый оборот Кыргызстана составил $3 миллиарда 885,5 миллиона, что на 25,5 процента выше показателя прошлого года. Экспорт — $616,4 миллиона (рост на 18,9 процента), импорт — $3 миллиарда 269,1 миллиона (рост на 26,8 процента).
С государствами ЕАЭС Кыргызстан наторговал на $1 миллиард 126,7 миллиона.
В Евразийском банке развития отмечают, что рост ВВП в 2023 году прогнозируется на уровне 4,2 процента. Оценка улучшена из-за сильных результатов по итогам 2022-го, в конце которого наблюдался всплеск роста спроса со стороны нерезидентов.
После исчерпания стимулирующего эффекта миграционного шока рост ВВП Кыргызстана стабилизируется на уровне около 4 процентов в среднесрочной перспективе.
Поддержку может оказать снятие ограничений в Китае, что увеличит внешнеэкономическую активность республики. В частности, ожидается повышение экспорта товаров в страны ЕАЭС. Аналитики ЕАБР полагают, что деловая активность в секторе услуг повысится из-за роста спроса со стороны нерезидентов, особенно в период туристического сезона.
Что касается прогнозов по инфляции, то она ожидается на уровне до 7,1 процента на конец текущего года. Более сдержанная динамика замедления роста индекса потребительских цен связана с планами кабмина повысить тарифы на электроэнергию. С другой стороны, снижение цен на мировых рынках продовольствия и нефти, а также решение проблем в глобальных цепях поставок будут оказывать понижательное давление на внутренние цены КР во втором полугодии 2023-го.
В среднесрочном периоде ЕАБР прогнозирует замедление темпов роста потребительских цен до 6 процентов.
Но есть ложка дегтя. Высоки риски понижения темпов роста экономики и повышения цен. Перестройка торгово-логистических связей в мире и повышение рисков финансовой дестабилизации
в США и еврозоне несут в себе угрозы более затяжной рецессии в глобальной экономике. Государства Запада усилили контроль над внешнеторговыми операциями России и решительно настроены применять санкции в отношении стран, участвующих в реэкспортных поставках в РФ. Производство золота на руднике «Кумтор» также сопряжено с высокой степенью неопределенности. При реализации этих рисков рост экономики Кыргызстана будет ограничен из-за более глубокого снижения экспорта и ослабления внутреннего спроса.
Траектория замедления роста индекса потребительских цен может застопориться.
Это произойдет в случае ухода мировой экономики на региональность или неспособности ключевых центральных банков мира взять инфляцию в США или еврозоне под контроль. Тогда издержки производителей товаров и услуг останутся под давлением и будут влиять на повышение внутренних потребительских цен в КР.