12:00, 10 марта 2025, Бишкек - 24-kg.com , Артем СУВОРОВ
Соединенные Штаты повысили пошлины на импорт китайских товаров, доведя их до 20 процентов. В ответ КНР объявила о введении дополнительных тарифов на отдельные виды американской продукции.
По заявлению Министерства коммерции Китая, новые пошлины в 10-15 процентов коснутся сельскохозяйственной продукции. Как отмечается, этот шаг стал прямым ответом на политику Вашингтона, проводимую президентом Дональдом Трампом. Кроме того, Пекин расширил список экспортного контроля, добавив в него 15 американских компаний.
О влиянии этой торговой войны на Кыргызстан 24-kg.com рассказал экономический эксперт Искендер Шаршеев. По его мнению, последствия для нас могут быть весьма ощутимыми.
Тем не менее наша экономика не застрахована от косвенного воздействия, обусловленного ее интеграцией в глобальные цепочки поставок и тесными экономическими связями с ключевыми партнерами — Китаем и Россией.
«КНР, являясь крупнейшим торговым партнером Кыргызстана, играет ключевую роль в снабжении республики широким спектром товаров. Среди основных импортных позиций — текстиль, электроника и оборудование, значительная часть которых в дальнейшем реэкспортируется в государства Евразийского экономического союза», — отметил эксперт.
Ужесточение американских тарифов может привести к перенаправлению части китайских товаров, изначально предназначенных для рынка США, в Центральную Азию. В краткосрочной перспективе это может обернуться временным снижением цен на определенные категории товаров в КР из-за избыточного предложения.
Однако, по мнению Искендера Шаршеева, в долгосрочной перспективе ситуация может кардинально измениться. Сокращение китайского производства, вызванное потерей доступа к американскому рынку, может привести к удорожанию импорта для Кыргызстана.
«Кроме того, возможны перебои в поставках комплектующих из Китая, так как компании могут сократить объемы производства в ответ на снижение спроса. Это, в свою очередь, угрожает стабильности снабжения местных рынков и может спровоцировать рост цен», — считает он.
«Это может привести к сокращению предложения сельхозпродукции в ЕАЭС. Для КР, которая импортирует около 40 процентов продовольствия, это чревато ростом стоимости продуктов и усилением инфляционного давления», — рассказал Искендер Шаршеев.
Дополнительным фактором риска являются валютные колебания. Ослабление китайского юаня и российского рубля, вероятное следствие торгового конфликта, способно усилить инфляцию в нашей стране. Привязка национальной валюты — сома — к российскому рублю и удорожание импорта из-за ослабления валют торговых партнеров могут привести к общему росту цен.
С одной стороны, переориентация КНР на другие рынки сбыта может снизить спрос на кыргызские товары. С другой — потребность Китая в замещении американских поставок может открыть новые возможности для экспорта определенных видов продукции из Кыргызстана, например, ягод, текстиля или сельскохозяйственного сырья.
Для минимизации рисков и адаптации к новым экономическим реалиям он рекомендует властям республики активизировать усилия по диверсификации экономики, наращиванию экспортного потенциала и укреплению региональных торговых связей. Использование возможностей реэкспорта и углубление сотрудничества в рамках ЕАЭС также могут быть рассмотрены как важные направления.